Мобиль

Рубрики: Техника и технологии |

Транспортное средство, использующее для передвижения принцип воздушной подушки. Используется сотрудниками заповедника на планете Пенелопа и, вероятно, туристами. Фигурирует в романе Кира Булычёва «Миллион приключений» (часть третья «Каникулы на Пенелопе»).

Мобили могут быть как небольшие, двухместные (такой, в частности, был у инспектора Крома), так и сравнительно крупные, величиной с микроавтобус. Именно на последнем на лесную станцию заповедника прибыли Алиса Селезнёва и её одноклассники.

По-видимому, с целью снижения мощности двигателя, нагнетающего воздух в воздушную подушку, мобиль бывает оснащён генератором гравитации (точнее — антигравитации), который в ходе движения уменьшает массу аппарата, тем самым облегчая его отрыв от поверхности. Генератор — сравнительно небольшая деталь и относительно легко извлекается, чем однажды воспользовался Павел Гераскин, желавший задержать отъезд своей школьной группы и её руководителя — сотрудницы заповедника Светланы.

Основной причиной, заставляющей пользоваться данным видом транспорта на Пенелопе, является запрет на эксплуатацию обычных летательных аппаратов — флипов и флаеров — который был введён с целью не беспокоить птиц и других обитателей местного заповедника.

У нас 3 комментария на запись “Мобиль”

Вы тоже можете высказать свое мнение.

  1. 1 On 27.08.2014, Buckshtir said:

    Din-70, возможно использование мобиля несколько шире, чем только чартерные разъезды на одной Пенелопе. Если Вы не станете отрицать, что, к примеру, такси по сути тот же мобиль, только дополнительно оснащенный интеллектом и роботизированным управлением? Кроме этого не только такси пользуется популярностью, но и свадебные кортежи на воздушной подушке по-видимому так же не редкость.
    На счет технической начинки позволю еще пару комментариев. Если подумать, то Ваша модель к старым проблемам добавляет еще одну. Если воздушная подушка удерживается скегами и юбкой, то при движении по твердой поверхности они очень быстро изнашиваются (буквально через 100 км могут прийти в негодность). Поэтому до сих пор суда на воздушной подушке преимущественно двигаются по водной или заболоченной местности. Дополнительно к этому снижение массы мобиля при снижении мощности двигателя добавляет проблему курсовой остойчивости при порывах ветра. И чем меньше масса и меньше мощность, тем сложнее будет удерживать на намеченном курсе мобиль. Можно, конечно, сослаться на более износостойкие материалы будущего и прочее, но я бы предложил перевести генератор из дополнительного оборудования в основные. Например, непосредственно сам генератор удерживает более плотный слой воздуха под днищем мобиля. К тому же проблем с мощностями современники Алисы не испытывают (тот же батискат обладает мощностями, которые современным атомным субмаринам даже в самых страшных кошмарах не снились:)) Ну и плюсом при этой, или другой подобной системой можно объяснить «пшик» такси при остановке в «Ржавом высшем чине». При отключении генератора подушка мгновенно улетучивается, а не медленно «сдувается» удерживаемая юбкой.

  2. 2 On 28.08.2014, din-70 said:

    Такси на воздушной подушке упоминается только в одном произведении — «Острове ржавого лейтенанта», вышедшем в 1968 году. Можно предполагать, что Булычёв в то время ещё не определился с выбором транспорта для своего фантастического мира XXI века. Однако, начиная с «Путешествия Алисы», следующего после «Острова ржавого лейтенанта» у него только летающий транспорт на антигравиации — флипы и флаеры. Что неудивительно — летающий транспорт во всех отношениях лучше наземного, хотя бы тем, что не привязан к улицам, и, следовательно, не создаёт пробок (что для города имеет особую ценность). Наличие антигравитации устраняет главный недостаток летательного аппарата — более высокие, по сравнению, скажем, с автомобилем эксплуатационные расходы (топливо идёт не только на движение, но и на поддержание аппарата в воздухе). У флипа и флаера затраты на поддержание аппарата в воздухе , по-видимому, близки к нулю. Потому возврат к аппаратам на воздушной подушке может быть лишь вынужденным, вызванным какими-то особыми, нигде более не повторяющимися причинами — как, например, на Пенелопе.
    Что касается курсовой устойчивости мобиля, то эта проблема вполне решаема, если добавить аппарату киль, небольшие крылья с рулевыми поверхностями и т. д. (кстати. что-то такое и изображено на рисунках Мигунова). Нагнетание же воздуха под днище с помощью антигавитации, предложенное вами, нежелательно, так как для создания воздушной подушки потребуется слишком высокий локальный перепад уровня гравитации. Следовательно, всё живое, попавшее в эту зону, неминуемо будет гибнуть, будучи разорвано гравитационными силами (аналогично тому, как разрушается небесное тело, попавшее в в полость Роша, или как разрывается человек, падающий в чёрную дыру). Поэтому использовать такой способ движения в заповеднике нельзя. 

  3. 3 On 29.08.2014, Buckshtir said:

    Din-70 — это самый фееричный ответ из всех. Ну, просто шедевр!
    Вы пишите, что такси упоминается только в одной повести. Однако, если немножко подумать, то флипы и «автобусы», которые вовсе и не автобусы, тоже появились в одной повести и дальше про них Булычев благополучно и надолго забыл (насовсем то есть). А если еще маленько подумать и вспомнить, сколько Алисе лет в «Ржавом фельдмаршале» и с какого возраста разрешается самостоятельное управление флаерами, то ответ сам собой придет. А теперь дальше разовьем мысль и подумаем о том, что младше Алисы детей совсем что ли не осталось? Кто их будет развозить во время каникул от дома до бассейнов, парков и в места хобби или работы? Ну и кроме этого такси могут дополнительно выполнять роль гидов по городу для туристов, например. Раз умеют говорить, то чего добру зря пропадать? А опасаться пробок из-за такси не стоит. Большинство людей по воздуху передвигается, как Вы сами и заметили 🙂
    На счет же антигравитации и иже с нею. Кстати, раз уже зашла речь о ней в таком ключе, то позволю себе напомнить, что очень много людей тут и на форуме путают антигравитацию с агравитацией и при этом наделяют такими чудодейственными свойствами, что даже ковру-самолету становится завидно. При этом забывая, что Булычев хоть и писал сказку для детей, но писал все же фантастику, а она опирается на науку или какую-нибудь наукообразность хотя бы. Стало быть, если посмотреть каким образом работает «тарелочка» Серла, к примеру, то страшно становится за будущих пассажиров. Уж лучше старый и проверенный реактивный двигатель до ума довести.
    На счет курсовой устойчивости даже и не знаю с чего начать… Ну, во-первых, на рисунки Мигунова грешно даже ссылаться, если искать правдоподобность. Похоже, что с техникой у него сложились такие же отношения, как и у Булычева, то есть на «Вы». Там такси имеет самую аэродинамичную форму из всех возможных вариантов. Лучше только куб. Правда мобиль Светланы получше выглядит. Но вот юбка у обоих болтается далеко над землей и при этом полощется так, словно под нее не воздух под давлением нагнетается, а просто там ветер гуляет. Ну и самый смак это конечно же хвостовое оперение… с Т-образным рулем высоты… на наземной технике. Есть такой термин «парусность» — это когда большую квадратную поверхность порывом воздуха кренит в «не ту сторону». Парусность держится на двух китах: масса и площадь. Чем меньше масса и больше площадь, тем сильнее парусность. Под этот эффект попадают даже автомобили, у которых 4 самых что ни на есть надежных стабилизатора вообще в мире — колеса поперек движения совсем не крутятся. Вы же предлагаете оснастить куда более подверженную порывам ветра машину дополнительными поверхностями, которые будут собирать все боковые порывы ветра. И при всем этом даже в продольной проекции никаких дивидендов не предвидится — самолетное оперение работает только на самолетных скоростях, к сожалению.
    Я бы мог предложить более интересную модель, но увы — не я написал столь замечательные книжки и поэтому там грави-генератор, а не силовой. Ваши опасения на счет большого перепада сильно преувеличены. Во-первых, мобиль опирается всем днищем, а значит давление в поддерживающем слое будет не очень значительно отличаться от атмосферного. Это примерно так же как про женский каблук и слона. Во-вторых, черная дыра — это конечно хорошо, но тут надо понимать как это работает. Если вкратце, то разорвать может когда разница притяжения между нижней и верхней точкой превысит прочность, то тогда и разорвет. Другими словами, там где человека разорвет — комар пролетит и еще успеет полицезреть сингулярность. На практике такое возможно только у черных дыр.Ну и чтобы имели представление добавлю, что человек длительно может выдерживать от 8 до 10 земных притяжений, кратковременно значительно более полутора сотен. А таракан все 200 выдержит не помявшись. Для него секунда, за которую его переедет мобиль даже незаметна будет. Пенелопскому комару большую опасность представляет удар о лобовое стекло мобиля, чем его воздушная подушка.

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.