Павел Aрсенов

Рубрики: Персоналии |

Арсенoв Павел Оганезович (1936 — 1999) — армянский советский и российский кинорежиссёр и актёр. Заслуженный деятель искусств РФ (1997).

 

Уроженец города Тбилиси, где закончил школу и геологоразведочный институт. Некоторое время трудился рабочим на киностудии «Грузия-фильм». В конце 50-х начался его профессиональный путь в кино с роли Акопа в художественном фильме «Голоса нашего квартала» («Арменфильм», 1960 г.) Вскоре Павел Арсенов переезжает в Москву, где поступает во ВГИК в мастерскую Льва Рошаля, которую закончил в 1963 г.

Первыми самостоятельными работами Павла Арсенова стали короткометражки — «Подсолнух» (1963) и «Лелька» (1966), — а также забавная авантюрная мелодрама «Спасение утопающего» (1967). Следующей картиной, принёсшей ему заслуженную славу и заставившей заговорить об Арсенове как о мастере со своим особым, неповторимым почерком, стала экранизация одноимённой пьесы Карло Гоцци — «Король-Олень» (1969).

Экранизируя пьесу итальянца Карло Гоцци, Арсенов соединил на экране условность комедии дель орте с традициями российских музыкальных романтических киносказок. Изумительный актерский состав фильма в лице Юрия Яковлева, Валентины Малявиной, Сергея Юрского, Олега Ефремова, Елены Соловей и Олега Табакова отлично разыграл трогательную историю о том, как любящее сердце способно узнать своего избранника в любом обличии. Нарисованные олени, игрушечные лошади не кажутся наивными, а удивительно точно передают на экране фантастическую условность.

«Чтобы помнили. Арсенов Павел Оганезович».

Следующими работами Арсенова в кино стали психологическая драма «И тогда я сказал «нет» (1973), музыкальная комедия «Вкус халвы» (1975), романтические мелодрамы «Смятение чувств» (1978) и «С любимыми не расставайтесь» (1979).

В 1983 г. Павел Арсенов приступил к съёмкам многосерийного телевизионного фильма «Гостья из будущего» по повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд».

Фильм снимался трудно, в его успех почти никто не верил, студийное и телевизионное начальство считало, что подобные истории советским школьникам не нужны. Денег на «создание» Москвы XXI века и зоопарка инопланетных животных катастрофически не хватало. И все-таки фильм был вытянут — на игре актеров, на добром и остроумном сценарном материале Кира Булычева, на личном обаянии Наташи Гусевой и, конечно же, на энтузиазме Павла Арсенова. Телефильм принес заслуженную славу всем, кто принимал в нем участие, а лирическая и оптимистичная песня «Прекрасное Далеко» стала гимном романтиков нового поколения, верящих в безоблачность своего грядущего.

«Чтобы помнили. Арсенов Павел Оганезович».

Как рассказывал сам Павел Арсенов:

«Раньше я снимал только взрослые фильмы. И когда взялся за «Гостью из будущего», друзья говорили мне: когда ты займешься серьезным делом?.. Более серьезной работы для себя, чем снимать фильмы для детей, я не знаю и считаю, что это самое святое — воспитывать и учить наших детей высокому, вечному, доброму. И делать это нужно во имя нашего будущего. А иначе…»

(там же).

Фильм, который по праву считается одной из лучших экранизаций Кира Булычёва, сделался культовым для целого поколения советских зрителей, не утратив популярности и сегодня, в век тотальных компьютерных спецэффектов, а юная актриса Наташа Гусева, сыгравшая Алису Селезнёву стала кумиром для многих миллионов поклонников в нашей стране.

К сожалению, следующая его работа — художественный фильм «Лиловый шар», рассказывающий о дальнейших приключениях Алисы Селезнёвой, отважной школьницы XXI столетия — такого успеха уже не имела. Наташа Гусева заметно повзрослела, а вот возраст зрителя, которому был адресован фильм, стал, как ни странно, меньше. Лучше всего сказала об этом одна маленькая девочка: «Фильм хороший, только ниточки видно». Ребенок, конечно же, имел в виду лески, за которые водили кукол, но, к сожалению, такие же «нити» видны и в режиссерской работе, и в игре актеров.

В конце 80-х годов на студии им. М. Горького, где работал Павел Арсенов, пришли новые времена. Студия была разделена на несколько творческих объединений, одно из которых — ТО «Ладья» возглавил Павел Оганезович. Это, безусловно, отнимало немало времени, однако режиссёр находил силы параллельно работать над своим новым проектом — фильмом по сказке А. Волкова «Волшебник Изумрудного Города». В самый разгар съёмок художника постигло несчастье — инфаркт, который на долгое время приковал его к больничной койке. Но, несмотря на болезнь автора и экономические неурядицы, в 1994 году картина всё-таки вышла на экран.

«Волшебник Изумрудного города» стал последней киноработой режиссёра. 12 августа 1999 г. Павел Арсенов ушёл из жизни, однако фильмы, созданные им, продолжают жить и находить путь к сердцу зрителя.

Ссылки:
Статья на сайте «Чтобы помнили»
Статья в Википедии

У нас Один комментарий на запись “Павел Aрсенов”

Вы тоже можете высказать свое мнение.

  1. 1 On 21.04.2013, Leis said:

    Хорошо бы добавить под занавес что-то солнечное.

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.