Игорь Можейко (Кир Булычёв)
Рубрики: Персоналии |
Kир Булычёв (настоящее имя И́горь Всeволодович Можeйко; 18 октября 1934, Москва — 5 сентября 2003, Москва) — советский писатель-фантаст, учёный-востоковед, фалерист, сценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1982). Псевдоним скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой.
Как утверждает сам писатель в своей автобиографии
Автор, известный также как Игорь Всеволодович Можейко, родился в
Москве, в Банковском переулке возле Чистых прудов 18 октября 1934 года в
семье пролетариев — слесаря Всеволода Николаевича Можейко и работницы фабрики Хаммера Булычевой Марии Михайловны.Кир Булычёв «Как стать фантастом»
Отец, Всеволод Николаевич Можейко, выходец из белорусско-литовских шляхтичей Можейко герба Трубы, в пятнадцать лет формально ушёл из дома, скрыв своё дворянское происхождение и устроившись учеником на завод. В 1922 году в возрасте 17 лет он прибыл в Петроград, где некоторое время работал слесарем, а по окончании рабфака поступил на юридический факультет университета. Осуществляя инспекцию карандашной фабрики Хаммера, он познакомился там с работницей Марией Михайловной Булычёвой, с которой вступил в брак в 1925 году. Его супруга была дочерью офицера, полковника Михаила Булычёва, преподавателя фехтования Первого Кадетского корпуса, и до революции обучалась в Смольном институте благородных девиц. После революции она освоила рабочую специальность, а затем окончила автодорожный институт.
Моя мать, получившая диплом инженера-механика, решила сделать карьеру и откликнулась на призыв партии укрепить молодыми образованными пролетариями и пролетарками высшие кадры Красной Армии. Она легко поступила в Военную Академию Химической защиты имени товарища Ворошилова и окончила ее весной 1933 года, получив звание военного инженера III ранга.
Кир Булычёв «Как стать фантастом»
Некоторое время Мария Михайловна Можейко исполняла обязанности… коменданта Шлиссельбургской крепости, где в конце 20-х — начале 30-х годов прошлого века располагался склад боеприпасов. Вообще, следует заметить, что эта, без сомнения, незаурядная женщина многими деталями своей биографии похожа на героиню повестей Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» и «Два билета в Индию», которую (вот совпадение!) тоже зовут Мария Михайловна. Что даёт основания полагать, что прототипом этого литературного персонажа автору послужила его мать.
В 1939 году Всеволод Николаевич Можейко оставил семью, ради другой женщины (несмотря на это, Игорь сохранял с отцом хорошие отношения до самой его смерти). Довольно скоро Мария Михайловна также вторично вышла замуж за Якова Исааковича Бокиника, доктора наук, талантливого ученого. В 1941 году он добровольцем ушёл в ополчение и погиб 8 мая 1945 года в Курляндии, не дожив буквально нескольких часов до окончания войны…
К тому времени Игорь, около года пробыв в эвакуации вместе с матерью и младшей сестрой Натальей, возвратился в Москву, где в сентябре 1942 года поступил в первый класс 59-й средней школы в Староконюшенном переулке.
…Школа была великолепная, бывшая Медведниковская гимназия, в ней еще доживали свой век настоящие старые учителя, там был физкультурный зал во весь последний этаж, актовый зал с потолком в небесах и такая же громадная библиотека, где хранилась энциклопедия Брокгауза и Ефрона. В историческом кабинете стоял макет дворца Алексея Михайловича в Коломенском — два на два метра; физическая аудитория была сделана, как в университете, амфитеатром…
Кир Булычёв «Как стать фантастом»
После окончания школы по комсомольской разнарядке будущий писатель поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза, который окончил в 1957 году. Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН, в 1959 году вернулся в Москву и поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР. Писал историко-географические очерки для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня». В 1962 году окончил аспирантуру, с 1963 года работал в Институте востоковедения, специализируясь на истории Бирмы. В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI-XIII века)», в 1981 году — докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме». В научном сообществе известен трудами по истории Юго-Восточной Азии.
Литературой будущий писатель, по его собственным словам, начал увлекаться в школьные годы. Согласно свидетельству Алисы Лютомской, его дочери, причиной тому послужило одно весьма печальное происшествие: однажды на улице Игоря сбил автомобиль. В результате полученной травмы, мальчик на какое-то время потерял слух и не мог больше играть со сверстниками. Чтобы занять время, Игорь стал читать книги — со временем здоровье его поправилось, но желание читать книги, пришедшее к нему тогда, осталось на всю жизнь. А позже пришло и желание писать книги самому.
Свой первый рассказ, «Маунг Джо будет жить», писатель опубликовал в 1961 году. Первое фантастическое произведение автора — рассказ «Долг гостеприимства», был напечатен как «перевод рассказа бирманского писателя Маун Сейн Джи». Этим именем Булычёв впоследствии пользовался ещё несколько раз, но большинство фантастических произведений публиковались под псевдонимом «Кирилл Булычёв» — псевдоним был скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Впоследствии имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо — «Кир.», а потом сократили и точку, так и получился известный сейчас «Кир Булычёв». Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв. Своё настоящее имя писатель сохранял в тайне до 1982 года.
За свою более чем сорокалетнюю писательскую карьеру автором было написано огромное количество книг – сборников рассказов, повестей, романов, составивших несколько самостоятельных циклов. Наибольшую популярность у читателей имели серии о вымышленном городе Великий Гусляр и его жителях, серия о докторе Павлыше, об отважном агенте Космофлота Андрее Брюсе. В конце 90-х и начале 2000-х к ним добавились сериал об ИнтерГалактической полиции, несколько повестей об Институте экспертизы и, наконец, главный, по мнению писателя, роман его жизни – «Река Хронос» (оставшийся неоконченным, поскольку из восьми задуманных произведений автор успел закончить шесть).
В 1965 году увидел свет сборник фантастических рассказов «Девочка, с которой ничего не случится» — первое произведение из цикла приключений Алисы Селезнёвой, с которой имя Кира Булычёва оказалось связано навсегда. Пожалуй, это наиболее известный цикл произведений Кира Булычёва. Главная героиня этого цикла — школьница (в первых рассказах — ещё дошкольница) XXI века Алиса Селезнёва. Имя героине автор дал в честь своей дочери Алисы, родившейся в 1960 году. Однако на том сходство между ними и заканчивается.
Приключения «книжной» Алисы происходят в самых разных местах и временах: на Земле XXI века, в космосе, на океанском дне и даже в прошлом, куда она забирается на машине времени. Существует даже ещё один, «внутренний» цикл «Алиса и её друзья в лабиринтах истории», рассказывающий о приключениях детей XXI века в прошлых временах. В первых произведениях Алиса была единственным из основных персонажей ребёнком, а повествование велось от лица космобиолога профессора Селезнёва, отца Алисы (автор, судя по одной из повестей, назвал его своим настоящим именем — Игорь). Позже повествование стало вестись от третьего лица, а основными героями, вместе с Алисой, стали её ровесники — одноклассники и друзья. Часть книг цикла ориентирована на детей младшего возраста. Такие книги представляют собой, по сути, сказки, в них нередко действуют волшебники и сказочные существа, происходят чудеса. Да и в более «взрослых» книгах имеется заметный элемент сказочности.
Цикл книг об Алисе одновременно и самый популярный, и самый неоднозначный.
Первая же рецензия, в которой говорилось обо мне и опубликованная по появлении моего второго или третьего опуса, сообщала, что я подавал надежды, но исписался, а все, что создал, украл у более достойных литераторов. Даже девочку Алису стащил у уважаемого Льюиса Кэрролла. (…)
Я — представитель определенной категории массовой литературы, я даже не шестидесятник, а семидесятник (явление, в отличие от шестидесятничества, не
воспетое и не исследованное). Кстати, именно на семидесятые и восьмидесятые годы падает моя активная деятельность в кино. (…) Девяностые годы — годы моего постепенного отхода в тень. Я не совсем пропал из виду, но потускнел настолько, что приходится брать телескоп, чтобы разглядеть.Кир Булычёв «Как стать фантастом»
Помимо основной работы в институте Востоковедения и художественной литературы ещё одной стороной творчества Кира Булычёва стал мир кино. По крайней мере дважды ему довелось сняться в эпизодических ролях – в фильме «Хоккеисты» 1964 года и картине «Родимое пятно», вышедшей на экран в 1986 году. Однако известность ему принесли сценарии, созданные в соавторстве с многими талантливыми режиссёрами.
В 1976 году Кир Булычёв, совместно с Ричардом Викторовым приступил к работе над двухсерийным художественным фильмом «Через тернии к звёздам», для которого он написал оригинальный сценарий. Премьера картины состоялась в 1980 году.
Параллельно в том же году Кир Булычёв написал сценарий для полнометражного мультфильма «Тайна третьей планеты» Романа Качанова, который стал экранизацией повести «Путешествие Алисы». Наконец, в 1985 году состоялась премьера самого известной картины, созданной режиссёром Павлом Арсеновым по сценарию Кира Булычёва, – пятисерийного телевизионного фильма «Гостья из будущего» (являющегося экранизацией повести «Сто лет тому вперёд»)
…Ближе всего к славе я приблизился после выхода на телеэкраны пятисерийной картины режиссера Арсенова «Гостья из будущего». Главную роль там играла очаровательная Наташа Гусева.
И получилось так, что ее полюбили сто тысяч мальчишек.
Всем захотелось с ней познакомиться, ходить с ней в кино и делать уроки. Мальчики писали письма, студия имени Горького была этими письмами завалена по уши, среди писем были перлы мальчишеской изобретательности, вроде такого: «Дорогой режиссер! Я люблю вашу картину, но еще больше я люблю Наташу Гусеву. Если вы сомневаетесь в моих чувствах, я могу и жениться».
Коля К. 6 класс «Б».
(…) Но если мне самому приходилось выступать перед детской аудиторией, то стоило произнести слова о том, что я писал сценарий фильма «Гостья из будущего», как по залу прокатывался восхищенный гул. И я понимал, как мне повезло в жизни: я был знаком с Наташей Гусевой и в любой момент мог пригласить ее в кино или кафе-мороженое.Кир Булычёв «Как стать фантастом»
В девяностые годы Кир Булычёв продолжил регулярно издаваться, при том — в меру сил – всячески помогая отечественной фантастике пережить трудное время, вызванное перестройкой и распадом СССР. Будучи членом Творческих Советов журналов фантастики «Полдень. XXI век» и «Если», автор активно участвует в съездах писателей-фантастов. Журнал «Если» был даже спасён Булычёвым в середине 90-х, когда оказался под угрозой финансового краха.
В 1997 году писатель становится лауреатом премии в области фантастики «Аэлита». В 2002 году Кир Булычёв становится кавалером «Ордена рыцарей фантастики».
В 2001 году он стал одним из основателей Аллеи имени Алисы Селезнёвой, открытой на окраине Москвы.
Хотелось бы поговорить напоследок о том, что произошло с фантастикой и соответственно со мной в последние годы. (…)
Мы были менее талантливы, чем Стругацкие, но печататься хотелось так же, и поэтому поколение искало паллиатива. Мы не замахивались на мировые проблемы и судьбы цивилизации. (…) Парнов с Емцевым большей частью ограничивали себя миром науки. Роман Подольный иронично шутил, Ларионова, Мирер и Шефнер решали моральные проблемы… Конечно, я упрощаю — все писатели второго поколения были сложнее, чем можно сказать в одной фразе. Но при том — локальнее, чем их предшественники.
Я начал писать во второй половине шестидесятых годов, первая книга — «Последняя война» — вышла в 1970 году, первая книга рассказов (в том числе гуслярских) — в 1972-м, а первая книга о девочке Алисе — в 1974-м.
То есть я придумал себе (или они сами придумались) направления: это юмористическая, пародийная фантастика в новеллах о городке Великий Гусляр; фантастика обыкновенная, которая чаще именуется «научной фантастикой»; и, наконец, фантастика для детей — повести об Алисе Селезневой.
Постепенно я завоевал репутацию «доброго сказочника». Это была утомительная репутация, потому что в те годы я мог издаваться лишь в «Детской литературе», а если просил вставить в план книгу взрослой фантастики, заведующая редакцией Майя Брусиловская печально вздыхала:
— Игорь, пойми, в очереди на издание стоят десятки достойных фантастов, и все пишут для взрослых. А вот в детской фантастике у нас пробел – только Крапивин да ты. Напиши еще одну книжку про Алису, и мы ее в будущем году издадим.
Вот я и сдавался, потому что предпочитал опубликовать оптимистическую детскую книжку, чем не публиковать ничего. (…)Мы все время от времени рвали на груди тельняшки и восклицали: «Вот наступит свобода, тогда мы будем писать, что хотим, будем печатать, что считаем нужным, а кроме того, в нашей стране откроются десятки замечательных фантастических журналов!» (…)
И вдруг все рухнуло.
И не стало империи.
И мы бросились к письменным столам?
Ничего подобного. (…)
Во-первых, сами события в стране оказались настолько фантастичны, что превзошли даже ту антиутопию, в которой мы раньше проживали.
Во-вторых, открылись двери, и в страну хлынула могучим потоком американская массовая литература, американское массовое кино. И этот поток в мгновение ока смел с лица Земли наши фанерные домики. Мы-то думали, что наш, советский читатель — самый умный, благоразумный и интеллигентный в мире.
Оказалось, что постсоветский человек — существо, чуть-чуть обогнавшее в развитии неандертальца, и хочет читать лишь «крутые» триллеры.
А фантасты моего поколения пытались и пытаются по сей день создавать либо плохие копии американской массовой продукции, как фантастики, так и фэнтези, либо топтаться на позициях восьмидесятых годов. (…)
В чем-то — вернее, во многом — мы сами виноваты. (…)
Действительность оказалась куда удивительнее и более непредсказуемой, чем фантастика. Талант, способный осознать этот процесс, еще не пришел. Вряд ли можно ждать решающего прорыва от уже написавших свое фантастов. Будущие Стругацкие и, может, даже Булгаков не востребованы. (…)
В России литература всегда играла большую роль, чем в Европе, потому что в Европе, она была личным делом и занятием писателя, а в России – актом героизма или подлости, вызовом Империи или подпоркой режиму. Даже европейские литературные герои оставались таковыми на Западе, а у нас приобретали черты гражданской действительности. Овод и Павка Корчагин – лица исторические и в то же время легендарные, подобно Павлику Морозову. И кто из них реальнее? А кто реальнее — Ассоль, Аэлита или Зоя Космодемьянская?Кир Булычёв «Как стать фантастом»
Игорь Всеволодович Можейко умер после тяжёлой и продолжительной болезни 5 сентября 2003 года в возрасте 68 лет. Похоронен в Москве на Миусском кладбище.
Одной из последних его наград стала международная премия в области фантастической литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премия») в номинации «Критика и публицистика», за серию очерков «Падчерица эпохи». Она была присуждена посмертно в 2004 году.
Ссылки:
Статья в Википедии
Автобиография «Как стать фантастом»