Вмешательство в прошлое
Рубрики: Гипотезы и домыслы |
Свойства человеческого мышления таковы, что среди поклонников почти любого популярного фантастического произведения находятся лица, утверждающие, что происходящее в произведении в той или иной степени достоверно. Алисиана не является исключением из этого правила.
В среде любителей творчества Кира Булычёва обсуждается набор гипотез, зачастую взаимно противоречащих, согласно которым создание Алисианы (или какой-то её части) стало возможным по инициативе Института Времени, реально существующего где-то в будущем. Почти все такие гипотезы либо допускают, либо утверждают реальность Алисы Селезнёвой.
Некоторые из лиц, придерживающихся подобных гипотез, пользуются понятием «Проект», которое ассоциируется либо с сутью этой инициативы, либо с той целью, которую можно было бы индуцировать, отталкиваясь от фактической деятельности лиц, причастных к созданию Алисианы либо находящихся под её влиянием.
Аргумент, общий для всех сторонников версий о реальности Алисы Селезнёвой и о вмешательстве в прошлое, следующий. Физическая картина мира, базирующаяся на постулате о необратимости времени, объясняет практически все накопленные к настоящему времени факты, поэтому альтернативный постулат с научных позиций представляется ничем не обоснованным. Вместе с тем нет причин считать, что такие основания не могут появиться в будущем, по мере накопления знаний о физическом мире.
Лица, рассматривающие гипотезы о вмешательстве в прошлое в качестве вероятных, сообщают, что владеют фактами, которые (по крайней мере, во всей их совокупности) не могут быть согласованы с постулатом о необратимости времени. Они признают, что не могут предложить какую-либо процедуру независимой проверки этих фактов. Всех их (исключения редакторам энциклопедии неизвестны) отличает особая приверженность Алисе Селезнёвой, что даёт основания предполагать их необъективность.
В числе гипотетических целей вмешательства называют нижеследующие:
- научные исследования природы Времени нашими потомками: передача информации в прошлое с целью зарегистрировать её получение адресатами;
- предупреждение возможных негативных последствий действительных событий, нашедших художественное отражение в повести «Сто лет тому вперёд» (см. статью «Реальна ли Алиса?»). Обычно под негативными последствиями понимают угрозу хроноклазма (бифуркации)[ссылка];
- задержание пиратов, которые по каким-то причинам не были пойманы или смогли бежать обратно в прошлое — следовательно, поныне присутствующих где-то на Земле (эта версия также предполагает реальную основу сюжета повести «Сто лет тому вперёд» или, по крайней мере, её второй части);
- содействие возвращению Алисы Селезнёвой, застрявшей в прошлом вследствие аварии машины времени, в её родную эпоху;
- обеспечение целостности генеалогического древа Алисы Селезнёвой и её гарантированного рождения, которому угрожают злоумышленники либо естественные причины,включая не познанные ныне законы Времени (эта версия дополняется разнообразными гипотезами насчёт того, почему свет сошёлся клином именно на Алисе Селезнёвой);
- аутопрогрессорство — управление предшествующим развитием человеческой цивилизации на его критических этапах, осуществляемое нашими потомками как в собственных интересах, так и в интересах предков (по-видимому, лишь в тех редких случаях, когда интересы одних предков не противоречат интересам других предков);
- классическое прогрессорство — вмешательство высокоразвитой внеземной цивилизации с одной ей известными целями, которое по своим проявлениям может быть принято землянами за вмешательство их собственных потомков.
За исключением последней, перечисленные цели обычно не считаются взаимоисключающими.
Сообщается о следующих явлениях, возможно, свидетельствующих о вмешательстве:
- прямые контакты с людьми из будущего либо обстоятельства, принимаемые за такие контакты (имеется лишь одно такое сообщение);
- противодействие чересчур настойчивым попыткам исследования обстоятельств повести «Сто лет тому вперёд», опирающимся на присутствующие в ней имена и адреса — например, настоятельные анонимные рекомендации прекратить поиски, поступающие по различным каналам связи;
- систематическое возникновение обстоятельств, при естественном ходе событий чрезвычайно маловероятных, содействующих личному благополучию, реализации творческих замыслов, расширению деловых и творческих связей;
- обнаружение в некоторых художественных произведениях явных, отчётливо различимых указаний на такие обстоятельства жизни отдельных их читателей, которые не имели места в момент создания данных произведений либо заведомо не могли быть известны их авторам, а также не могли быть замечены читателем до определённого момента.
В последнем случае обнаружение в текстах произведения одного-двух таких обстоятельств вполне объясняется случайностью. Но их обнаруживается достаточное количество для того, чтобы предположение о случайном появлении всей их совокупности оказалось неправдоподобным. Известны попытки статистической проверки гипотезы о взаимной независимости замеченных обстоятельств. Гипотеза о независимости отклоняется при уровне значимости порядка 10-15. Однако это ровным счётом ничего не доказывает, так как сами обстоятельства таковы, что проверка их независимым наблюдателем весьма проблематична или вовсе невозможна.
Часто лиц, согласных с гипотезами о вмешательстве, подозревают в мистицизме. Мистические воззрения в связи с феноменом Алисианы существуют, но в этой статье не рассматриваются. Имеющиеся факты позволяют заключить, что гипотезы о вмешательстве возникли не из-за мистических склонностей лиц, допускающих возможность деятельности Института Времени в здешней эпохе. Появление этих гипотез обусловлено либо объективными свойствами человеческой психики, проявляющимися в столкновении с волнующим произведением художественного творчества, либо столь же объективными процессами и явлениями, в принципе допускающими регистрацию и осмысление посредством научного метода. Возможно (но не обязательно), такое осмысление приведёт к выводам куда более прозаичным, чем гипотезы о вмешательстве.
Ссылки:
Время
Хронавтика
Хронотехнологии
Информация из будущего