Один или несколько миров изображены в Алиcиане?

Рубрики: Гипотезы и домыслы |

В числе других проблем, вызывающих дискуссии, является вопрос о том, в каком мире происходит действие произведений, повествующих о приключениях Алисы Селезнёвой – одном или нескольких. Причиной споров служит слишком большие расхождения в описании мира будущего (так называемого «Прекрасного далёка»), сделанные Киром Булычёвым в разные периоды своего творчества. Наряду с малозначимыми расхождениями (противоречивыми сведениями о возрасте отдельных героев, различия внешнего вида и местонахождения зданий, учреждений и других объектов, различия в описании технических и транспортных средств, и т.д.), между отдельными произведениями Алисианы существуют и более серьёзные нестыковки. Так если в ранних произведениях, написанных в 70-80 гг. социально-общественное устройство планеты Земля напоминает коммунистическое (каким его рисовала традиционная советская фантастика), то в произведениях, написанных в 90-е, «Прекрасное далёко» содержит явные атрибуты капитализма, включая такие неприглядные явления, как наркомафию и терроризм.

Среди поклонников творчества Кира Булычёва нет единого мнения о том, как могут быть объяснены эти расхождения. Согласно одной из точек зрения, писатель всегда описывал один и тот же мир, а противоречия, содержащиеся в текстах произведений разных лет, лишь отражают глубину, сложность и многогранность общества землян конца XXI столетия. При этом сторонники данной версии не придают существенного значения несогласованности дат и событий в различных книгах Алисианы Кира Булычёва. Они принимают во внимание свидетельство самого Кира Булычёва о том, что он никогда не перечитывал свои книги про Алису. Поэтому они считают, что многочисленные несогласованности можно считать случайными.

Противоположного мнения придерживаются их оппоненты, настаивающие, что, по крайней мере, некоторые противоречия носят, очевидно, взаимоисключающий характер и невозможны в рамках единого общества, а, следовательно, мы имеем дело с несколькими никак меж собой не связанными параллельными мирами, где проживают разные (хотя и очень похожие друг на друга) Алисы Селезнёвы. Волею автора они наделены одинаковыми  чертами характера, одинаковыми родителями, друзьями и знакомыми. Предлагаемая статья отражает именно эту точку зрения.

Анализ произведений Алисианы позволяет разбить их на три основные группы, являющиеся отражениями трёх параллельных миров. Первый из них, условно называемый «Миром ржавого лейтенанта» (см. повесть «Ржавый фельдмаршал») отличается от остальных хронологией. Как известно, действие упомянутой повести происходит 1 июня 2089 г., (на что имеется прямая ссылка в тексте), причём Алисе в этой повести 9 лет и 2 месяца. Следовательно, дата рождения Алисы в этом мире – 1 апреля 2080 г., что полностью противоречит канонической дате её рождения – 17 ноября 2070 г.

Разумеется, это не означает, что события, происходящие в этом мире, не могут происходить и в других мирах. Так, например, детские приключения героини, описанные в повести «Девочка, с которой ничего не случится», не имеют хронологической привязки, и с равной долей вероятности могут происходить как в 2070-х, так и в 2080-х гг. Однако, например, встреча Алисы с Колей Наумовым, проникшим в будущее 11 апреля 2082 г. (и эта дата не может быть как-либо откорректирована и пересмотрена) в этом мире — по вполне понятным причинам — невозможна. Поэтому вторая группа произведений, написанных преимущественно в 80-е годы прошлого века и косвенно примыкающих к повести «Сто лет тому вперёд», образуют ещё один параллельный мир Алисианы.

Третью группу образуют повести «интергполовского» цикла. Они, во-первых, изображают иное социальное устройство Земли (определённо напоминающее современный капитализм), а, во-вторых, отличаются иными правилами хронопутешествий, допускающими и даже поощряющими вмешательство в прошлое (см., например, цикл «Лабиринты истории»). В связи с вышесказанным автор статьи имеет основания полагать, что в рассматриваемом мире эти путешествия виртуальны, являясь чем-то вроде тренажёра-симулятора, аналогичного так называемой «Планете рыцарей», фигурирующей в «Заграничной принцессе» (см. роман «Миллион приключений», часть третья). Настоящие хронотехнологии в мире ИнтерГпола или не развиты вообще, или развиты крайне слабо. По этой причине здесь никогда не мог бы появиться питекантроп Геракл (а, следовательно, не могли произойти события, описанные в романе «Миллион приключений»).

Предлагаемая ниже таблица отражает хронологию Алисианы в предположении, что события её происходят не в одном, а в трёх параллельных мирах. Цветом (синим, красным и фиолетовым) выделены события, которые возможны только в одном из рассматриваемых миров. Чёрным отмечены события, возможные в двух и более мирах.

У нас 6 комментариев на запись “Один или несколько миров изображены в Алиcиане?”

Вы тоже можете высказать свое мнение.

  1. 1 On 27.03.2013, Н. Светлов said:

    По-моему, в итоге очень неплохо получилось.  Я поправил форматирование, добавил ключевые слова (они совпадают с наименованием рубрики) и тег more, отсекающий часть текста в ответах на поисковые запросы, поставил запрошенную ссылку (делается через кнопочку link).

    В качестве дополнительного аргумента в пользу версии о слабом развитии хронотехнологий в мире ИнтерГПола можно сослаться на «Зеркало зла» — Алисы там нет, настоящей МВ тоже нет, но зато ИнтерГПол есть, Корочка с Милодаром есть.

    В качестве аргумента против можно сослаться на «Звёздного пса», где имеются и ИнтерГПол, и полноценная машина времени — версия о её «тренажёрном» характере никак не сообразуется с тем, что Алиса в конце приключения возвращается в «не совсем свою» семью.

  2. 2 On 23.01.2014, Buckshtir said:

    Если посмотреть с точки зрения технических решений и отличительных особенностей, не обращая внимания на даты, то ветки выстроятся несколько по-иному.
    Первый мир, условной точкой отсчета для него возьмем повесть «Путешествие Алисы». В этом мире выделяются следующие отличительные черты:
     
    На Марсе существует высокоразвитая жизнь. Самые яркие представители которой марсианский богомол, огнедышащая гадюка и развитая коренная гуманоидная цивилизация, представители которой имеют односложные имена: Бус, Ким. Тут надо прояснить этот момент, чтобы не выглядело голословно. В «Путешествии Алисы» Второй Капитан описывается как высокий и тонконогий гуманоид с мощной грудной клеткой. За одно-два поколения организм человека не сможет так быстро и сильно изменится, если бы он был переселенцем с Земли. Такой вариант вообще мало осуществим по причине полной непригодности для дыхания человека атмосферы Марса. К тому же ни о какой колонизации человеком Марса в этом мире речи не идет. В рассказе «Тутексы» люди на Марсе представлены учеными и туристами. Под куполом находится только детский сад для земных детей. Других крупных сооружений специально для человека в марсианском городе нет. Да и с точки зрения этики земляне переросли времена конкистадоров.
     
    Второе отличие: реактивный движитель космических кораблей и пассажирского воздушного транспорта. В подтверждение этого факта старт Пегаса с Земли был осложнен превышением массы груза над подъемной силой корабля, а не нехваткой места для его размещения. И выход из сложившейся ситуации нашли самый что ни на есть классический, без всяких фантастических ухищрений (надо не забыть в статье о флаере написать заметку в защиту реактивного двигателя, а то даже как-то обидно за него, па-понимаешь, чесслово). Далее, во время ускорений экипаж Пегаса находится в амортизационных креслах. Перед стартом экипаж расходится по кораблю, проверяя крепление мелких предметов и клеток для зверей. Все строго по современным представлениям о полетах. Для преодоления межзвездных расстояний мощность двигателей должна быть избыточна для развиваемых предельных ускорений за приемлемое время. Основное время полета затрачивается на разгон и торможение в комфортных для живых существ условиях. Значит Третий Капитан привез из межгалактического путешествия формулу нового физического принципа управления массой и топливо для него. На этом знании построят новые корабли на гравитонных двигателях.
     
    Третье отличие: Алиса пошла в школу с семи лет.
     
    Четвертое отличие: Крыс насекомоподобный инопланетянин. Меняет внешность с помощью оболочек, как Фантомас.
     
    Второй мир (Сто лет тому вперед) имеет следующие отличия:
     
    На вопрос Юльки Алиса совершенно безапелляционно заявила, что на Марсе жизни нет. Коля выяснил, что не ученым на него не попасть.
     
    Флаеры взамен флипов.
     
    Получили развитие технологии телепортации профессора Кураки. Возможно, что космические межзвездные прыжки частный случай развития работы профессора и его коллег.
     
    Алиса пошла в школу в пять лет.
     
    Способность менять внешность Крыса врожденная.
     
    Третий мир «капиталистический». Основные отличия:
     
    Иной общественный строй.
     
    Меняется Алиса, теперь она широко известная личность и вообще супергерла (лучше мальчишек играет в футбол; лучше Милодара распутывает преступления и т. п.).
     
    Возможно еще какие-то отличия, например сестры Белые учатся на класс старше. (я плохо знаком с поздней Алисианой).
     
    С предположением о виртуальности путешествий во времени лично я не согласен. События «Сапфирового венца» и «Звездного пса» свидетельствуют об обратном. Безалаберность по отношению ко времени можно объяснить тем, что гибкость потока нивелирует любые локальные вмешательства. Чтобы глобально изменить события в прошлом для этого нужны будут настолько же глобальные вмешательства. Например, чтобы предотвратить Вторую Мировую, нужно будет перестрелять половину населения Европы, Америки и Азии. Или уничтожить Чуму до того, как она уничтожит все живое на планете. Ну, что-то в этом духе.
     
    Теперь, возьмем любую повесть, «Пленники астероида», например. Примеряем на три получившихся шаблона: первый мир не подходит — в нем Марс уже занят. Второй мир тоже не подходит. В нем колонистов на Марсе нет, потому что при низкой плотности населения (всего 5 миллиардов) места на Земле еще предостаточно и кроме ученых там никому ничего не нужно. Остается только третий мир, по крайней мере наложение противоречий не вызывает. Поэтому события повести будут ограничены только этим миром. И она должна переехать в «капиталистическую» ветку. Даже если в ней нет упоминания о деньгах.
     
    Моя стена текста простой пример. Опираться на даты у Булычева довольно рискованное занятие. Он часто сам себе перечит.
     
     
     

  3. 3 On 23.01.2014, Buckshtir said:

    Еще «Зеркало зла» не может быть в пользу любого аргумента в Алисиане. Если в статье о МВ отказано в привлечении материала из других повестей с перекликающейся тематикой, то и в этой статье нельзя делать исключений. Есть Кора и Милодар — хорошо, но нет Алисы! Это другой цикл со своими законами.

  4. 4 On 23.01.2014, din-70 said:

    <<В “Путешествии Алисы” Второй Капитан описывается как высокий и тонконогий гуманоид с мощной грудной клеткой. За одно-два поколения организм человека не сможет так быстро и сильно изменится, если бы он был переселенцем с Земли. Такой вариант вообще мало осуществим по причине полной непригодности для дыхания человека атмосферы Марса. К тому же ни о какой колонизации человеком Марса в этом мире речи не идет. В рассказе “Тутексы” люди на Марсе представлены учеными и туристами. Под куполом находится только детский сад для земных детей. Других крупных сооружений специально для человека в марсианском городе нет. Да и с точки зрения этики земляне переросли времена конкистадоров.>>
    Данное противоречие, как я полагаю, не принципиально: из того, населяют ли Марс коренные аборигены, ничего общего с землянами не имеющие, никак не следует невозможность, того, что Второй капитан — потомок землян. В конце-концов, колонизация Марса могла протекать совершенно иначе, чем колонизация Америки конкистадорами (а, например, как колонизация Чукотки русскими). Противоречия между произведениями, относящимися (предположительно) к разным мирам должны носить более глубокий характер. Например — допускается /не допускается вмешательство в ход истории, или, скажем, наличествует/отстутсвует ИнтерГПол. В первом случае сюжет «Пленников Астероида» или СЛТВ абсолютно невозможен — именно из-за наличия ИнтерГПола и подобных ему структур, в круг обязанностей которых входит недопущение такого рода происшествий. Поэтому события, описанные в «Пленниках астероида» не могут происходить на «капиталистической ветке».

  5. 5 On 27.01.2014, Buckshtir said:

    Давайте снова обратимся к фактам. Объясните пожалуйста эти противоречия: сколько прошло времени между рассказом «Тутексы» и повестью «Путешествие Алисы»? Не больше пяти лет.  Однако в «Тутексах» нет никаких фактов, которые бы пошли в пользу колонизации. Почему в «Тутексах» Селезневы не поехали в город к переселенцам? Если на Марсе есть земной город, то там условия должны быть намного комфортнее. Зачем Второму Капитану мощная грудь? Если марсианам достаточно дыхательной маски на Земле, то землянам нужно одевать скафандр на Марсе. Дышать люди на Марсе не могут. А теперь самое время вспомнить проект «Земля-2», как обозвала его Алиса. При колонизации земляне хотят полностью терроформировать Венеру. По вполне понятной причине — если обустраивать новый дом, то в нем все должно быть по-земному. Вряд ли кто захочет всю жизнь жить в аквариуме и на работу ходить в скафандре. А на Марсе этого сделать нельзя. Там есть не просто жизнь, но разумная жизнь. Если бы был более простой вариант колонизации Марса, то на Венеру люди обратили внимание в последнюю очередь.
    Безопасность. В повести «Путешествие Алисы» Алиса искренне возмущается, что с ней что-то может случится на Луне, в Солнечной системе? Надо полагать не без оснований, она в этом мире живет, ей видней. Но это не означает, что земляне беспечны. Из повести «Гай-до» совершенно ясно, что Солнечная система тщательно патрулируется. Однако в «Пленники Астероида» картина несколько иная. Пропажа первых кораблей не только не вызвала аврал у спасателей и патрулей… Их пропажу попросту не заметили. Далее, ИнтерГпол не является ключевой особенностью капиталистической Алисы. Переезд на буржуйские рельсы состоялся несколько раньше, чем появилась на свет повесть «Излучатель доброты». Более того, если следовать Вашей логике, то выходит, что повесть «Приведений не бывает» тоже не принадлежит к капиталистическому миру. Там тоже нет ИнтерГпола, а факт преступлений на лицо. Объяснение этой несуразице очень простое: ИнтерГпол выполняет свою работу только по факту преступления. В «Излучатель доброты» сделали заявление о погроме и пропаже профессора — ИнтерГпол взялся за расследование. В «Привидений не бывает» ИнтерГпол о преступлении ничего не знает, поэтому и не упоминается. То же ситуация в «Пленники астероида» — пропавшие корабли числятся пропавшими без вести, состава преступления пока (еще) нет и следовательно ИнтерГполу работы нет. Второй момент связанный с ИнтерГполом. В мире «Путешествия» очень низкая преступность (если вообще не отсутствует), а вот как раз высокая криминализация один из основных признаков мира капиталистической Алисы. При этом ИнтерГпол работает настолько «хорошо», что даже в Москве пугаются неизвестных посылок и вызывают саперов. Что там вообще про астероиды говорить.
    Наличие каких-то иных правил путешествий во времени в каком-либо из миров нет. Стопроцентное доказательство этому события на Колеиде. Если предположить, что научная мысль не топталась на месте, то можно объяснить и нестыковку с правилами. В ходе первых экспериментов имеем черный ящик на входе которого у нас прошлое, а на выходе настоящее. Как это принято, начинаем с малых воздействий на прошлое. После серии экспериментов никаких возмущений в настоящем не произошло. Как должны интерпретировать этот факт британские советские ученые и вообще настоящие патриоты? Правильно, прошлое не влияет на настоящее. А на Колеиде у нас произошел несанкционированный эксперимент на глобальном уровне. Прошел успешно. На наблюдении первых экспериментов и эксперимента на Колеиде формируем новую модель времени. В противовес можно предложить события произошедшие в «Новых приключениях Геракла». Но это все-таки недосмотр Булычева, опять забывшего, что он написал ранее.

  6. 6 On 23.08.2014, Olive said:

    Слушайте, так ведь даже интереснее!

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.