Гостья из будущего

Рубрики: Алисиана, Телефильмы |

Пятисерийный телефильм, вышедший на телеэкраны 25 марта 1985 г.

Производство: Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, Первое творческое объединение.
Время создания: с 1982 г. по 1984 г.
Режиссёр-постановщик: Павел Арсенов

Для режиссера Павла Оганезовича Арсенова это был первый фильм с фантастическим сюжетом. Сценарий создавался совместно с Киром Булычёвым на основе его повести «Сто лет тому вперёд» (1977). Ряд деталей претерпел изменения по сравнению с повестью:

В повести В фильме
Действие происходит в 1976 г. — в 1984 г.
Часть событий происходит в реальной московской школе №26 — в московской школе №20
Один из главных героев — Коля Наумов Коля Герасимов
Алиса в будущем общается с динозавром — с крокодилом
Миелофон представляет собой прибор с антенной — коробочку с кристаллом

Более подробный анализ различий проведён Georg’ом.

Большая часть фильма снималась в Москве. Уроки физкультуры и Коля у Московского моря снимались в Адлере.

Алиса на физкультуреА. Фомкин в роли Коли

Естественно, не все эпизоды повести были экранизированы, и даже некоторые отснятые куски не вошли в окончательный вариант картины. Самый обсуждаемый «вырезанный» эпизод — сеанс одновременной игры в шахматы. Роль гроссмейстера, потерпевшего поражение от Алисы, играл Раднэр Муратов (Василий Алибабаевич из «Джентльменов удачи»). Мало известно, что в том же эпизоде снимался сын Джуны Давиташвили — Вахтанг, трагически погибший впоследствии (в 2001 или 2002 г.?).

Съёмки некоторых первоначально задуманных сцен отменялись режиссером в последний момент, например, купание Алисы и Юли Грибковой в ванне с пеной (воспоминания Наташи Гусевой). Были и более «невинные» кадры, которые Арсенов передумывал снимать по одним ему известным мотивам. Так, художник картины Вячеслав Ребров вспоминал, что последним кадром планировался вид города будущего. Когда всё было готово, Павел Оганезович залез под машину, скинул ботинки и сказал: «Я не вылезу отсюда. Я не буду снимать» (интервью Вячеслава Реброва). Как оказалось впоследствии, не ошибся Арсенов с финальным кадром.

Наиболее существенное отличие фильма от повести касалось образа Алисы.
Булычёвская Алиса бойкая, высокая, спортивная. Арсенов долго искал детей на главную роль, но когда его ассистент Вера Евгеньевна Линд привела Наташу Гусеву с озвучивания короткометражки «Опасные пустяки», все сомнения исчезли — главная героиня была найдена. Такое решение было большим риском для режиссёра, ведь Наташа не соответствовала главным характеристикам Алисы, а была маленькая, хрупкого телосложения, застенчивая.

Картинка из книги (К.Булычев.
«Сто лет тому вперёд»
Рис.Мигунова. — М.: Дет.лит., 1978.):
Алиса Селезнёва

Тот же момент в фильме:
Наташа Гусева
— Вот это и есть он.

До сих пор встречается критика арсеновского видения Алисы. Фанаты беззлобно выявляют многочисленные «ляпы» фильма, обсуждается низкий бюджет картины в 1.5 млн.руб. Но факты упрямы — фильм «Гостья из будущего» стал уникальным явлением советской кинематографии, а Наташа Гусева — любимейшей юной актрисой для миллионов детей и взрослых. Впоследствии сам Булычев называл Наташу лучшей Алисой.

Эти обстоятельства послужили причиной поиска секрета популярности фильма и «загадки Наташи». Версий много: особая манера работы Арсенова с детьми («будьте самими собой»); удачная музыка Крылатова и завораживающе исполненная Татьяной Дасковской песня «Прекрасное далёко»; большие голубые глаза главной героини, её харизма, душа… Сама Наташа так объясняла свою популярность у зрителя:

Арсенов, с моей точки зрения, вообще так хитро снял Алису… Там сплошные крупные планы, задумчивые глаза… (смеется) Ну, правда. А очень мало текста. В результате, каждый ребенок додумывал ее себе настолько, насколько ему хотелось.

Вероятно, логические объяснения, — как часто бывает в искустве, — бессильны.

Фильм «Гостья из будущего» хорошо описан в сети Интернет (сайты: mielofon.ru, romantiki.ru и др.). Он также является предметом обсуждения в фанфиках. Например, по одной экзотической (впрочем, конечно, не опровергнутой) гипотезе, этот фильм, как и повести Булычёва, а также некоторые другие литературные и кинопроизведения, инициированы воздействием из будущего.

Производство: Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, Первое творческое объединение.
Время создания: с 1982 г. по 1984 г.

Режиссёр-постановщик: Павел Арсенов
Режиссёр: Ольга Гусакова
Ассистенты режиссёра: В. Линд, Т. Зотова, М. Зайцева.
Сценаристы: Кир Булычёв, Павел Арсенов
Главные операторы: Сергей Онуфриев, Сергей Ткаченко
Операторы: Александр Лысых, Эдуард Тафель
Комбинированные съемки: оператор — Юрий Иванов, ассистент оператора — К. Бутырин
Композитор: Евгений Крылатов
Автор стихов: Юрий Энтин
Исполнительница песни «Прекрасное далёко»: Татьяна Дасковская

Художник-постановщик: Ольга Кравченя
Художники: Вячеслав Ребров, Валерий Мазохин, Владимир Хлопов
Художник по костюмам: Валентина Олоновская
Художник-декоратор: Н. Кириллин
Художник-фотограф: А. Кокорева
Гример: И. Трофимова

В ролях: Наташа Гусева (Алиса Селезнёва), Алексей Фомкин (Коля Герасимов), Марьяна Ионесян (Юля Грибкова), Илья Наумов (Фима Королёв), Вячеслав Невинный (Весельчак У), Михаил Кононов (Крыс), Георгий Бурков (Алик Борисович), Евгений Герасимов (робот Вертер), Валентина Талызина (Мария Павловна), Наталья Варлей (Марта Эрастовна), Елена Метёлкина (Полина), Владимир Носик (дедушка Павел), Юрий Григорьев (профессор Селезнёв), Мария Стерникова (Шурочка), Андрей Градов (Ишутин), Людмила Аринина (Юлина бабушка), Вячеслав Баранов (Эдуард, «Илья Муромец»), Татьяна Божок (Колина мама), Екатерина Васильева (Алла Сергеевна), Игорь Ясулович (Электрон Иванович), Борис Щербаков (Иван Сергеевич), Елена Цыплакова (Мария), Рубен Симонов (Гоги), Антон Суховерко (Коля Сулима), Семён Бузган (Коля Садовский), Алексей Муравьёв (Боря Мессерер), Екатерина Авербах (Мила Руткевич), Елена Коляскина (Катя Михайлова), Мария Баукина (Альбина Фетисова), Наталья Шанаева (Лена Домбазова), Мария Скворцова (тетка), Светлана Харитонова (тётка), Юля Русских (девочка-Крыс «ля-ля-ля»), Инна Чуркина — школьница из будущего.

Ссылки:
Фотографии со съемок фильмов Павла Арсенова
Фотографии рабочих моментов съёмок фильма
Рисунки Вячеслава Реброва к “Гостье из будущего”
Интервью с Сергеем Леонидовичем Онуфриевым
Экспедиция на киностудию имени Горького
Главные герои — 1, Главные герои — 2: интервью Е. Арсeновой (вдова режиссёра), А. Муравьёва и Н. Гусевой (Мурашкевич))
Фотоатлас «Гостья из будущего»
Виртуальная прогулка по местам съёмок фильма “Гoстья из будущего”
Встреча с Верой Евгеньевной Линд 7 июня 2005 года
Стадион в Адлере — небольшой фотоотчёт
Все слова, сказанные Алисой Селезнёвой в фильме «Гостья из будущего».
Литературный сценарий фильма.

У нас 13 комментариев на запись “Гостья из будущего”

Вы тоже можете высказать свое мнение.

  1. 1 On 30.08.2008, ViSor said:

    Об этом фильме так много написано везде.
    Поэтому захотелось написать своими словами, по иному плану и акцентироваться на малоизвестных или занятных фактах.

  2. 2 On 30.08.2008, Н. Светлов said:

    Поправил замеченные опечатки и (чуть-чуть) оформление, добавил ссылки на «Слова Алисы», где уместно.

    Зачёркнутый фрагмент уж слишком вилами по воде писан. Дело тут в том, что подобных вещей очень много, но за одну отдельно взятую я ломаного гроша не дам. Либо читателю это должно быть понятно, либо лучше вообще не писать.

    Может быть, есть смысл сделать отдельную статью про экзотическую теориюгипотезу; но тогда встаёт вопрос, как её залинковать из других статей. Есть над чем пошурупить.

    Да, ещё надо бы не забыть добавить обязательные для энциклопедического формата сведения «в ролях», «снят там-то» и т.п.

  3. 3 On 30.08.2008, ViSor said:

    — За ссылки спасибо. И на на Georg’а — тоже. Ничего себе табличка!
    — Цитаты Вы красиво оформляете.
    — Ссылку на теориюгипотезу я бы хотел, чтобы Вы сами посоветовали. Я ж только первую часть Лабиринта читал.
    — Статью об этой гипотезе хотел бы видеть не только я. Мысль интересная и «форматная» )) Как назвать? Не знаю: «Причины и следствия», «Проявления будущего», «Межвременные взаимодействия»… И залинковать из других статей, конечно. Как минимум там, где говорится о рождении образа Алисы. Мы же должны стараться отразить интересные представления.
    — Сведения о ролях и др. обязательно добавлю, а также другие ссылки по тексту.

  4. 4 On 30.08.2008, Н. Светлов said:

    Цитаты так вордпресс оформляет. Обыкновенный тег blockquote.

    Обсуждение по поводу того, как отразить эту гипотезу, я загнал вот сюда.

  5. 5 On 02.09.2008, Pinhead said:

    Думаю, техданные надо пустить вперед. А всякие подробности — назад.

  6. 6 On 06.09.2008, ViSor said:

    Вы уверены? Так принято, конечно. Но там столько техданных, актёров. Я боюсь, что это «засорит» начало. Например, в Википедии делают наоборот.

  7. 7 On 06.09.2008, Pinhead said:

    Хотя бы вот это:

    «Производство: Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, Первое творческое объединение.
    Время создания: с 1982 г. по 1984 г.

    Режиссёр-постановщик: Павел Арсенов»

  8. 8 On 06.09.2008, ViSor said:

    Да. Согласен.

  9. 9 On 06.11.2011, Vizir said:

    Я считаю лучше всего анализировать этот фильм через призму того, что он дал, тогдашним школьникам, да и не только, за его доброту, веру в светлое будущее. Незнаю какой бы получился образ Алисы, если бы всё было как говорится по канонам жанра… НО то что получилось у режисёра….. будет жить в веках и русской душе

  10. 10 On 18.01.2014, din-70 said:

    Прошу дать ссылки на следующих персонажей:
    1) Коля Герасимов; 2) Полина; 3) Юлина бабушка; 4) Электрон Иванович; 5) Боря Мессерер — все они уже есть в энциклопедии. 

  11. 11 On 18.03.2016, halov said:

    «Гостья из будущего» — уникальное явление мировой детской кино фантастики. Спасибо всем, кто участвовал в съёмках и производстве этого фильма.
    Честно признаюсь, когда фильм вышел на экраны, я его не смотрел. 10 лет спустя я его тоже не смотрел, и только примерно 25 лет спустя после его выхода решил посмотреть. В то время мне было около 60-и.
    Некоторые этот фильм критикуют — и правильно делают. А почему  бы и не указать на недостатки, если они есть?
    Но тем более поразителен успех фильма во все времена. Даже возникла, как пишут, целая «наука», которая пытается объяснить загадку его потрясающего успеха.
    На мой взгляд вся эта наука заключена в талантливейшей игре Наташи Гусевой. И сама Наташа объясняет этот феномен: режисёр учил их — детей: «Будьте самими собой». Из всех героев фильма только одной Наташе удалось решить поставленную режисёром задачу на пять с плюсом, У всех остальных героев это не получилось, за исключением Ильи Наумова, который играл Фиму Королёва. Илья — молодец. Пять баллов добросовестно заслужил.
    Наташа сыграла свою роль безупречно. Ей верит любой зритель любого возраста. Она настолько ярко, талантливо и в то же время естественно сыграла свою  роль, что в прямом смысле погружает зрителя в состояние гипноза — зритель начинает верить в происходящее на экране, не смотря на очевидную невероятность сюжета с точки зрения здравого смысла.
    Благодаря талантливой игре Наташи Гусевой все недостатки фильма отошли на задний план. Когда на экране появляется Наташа — зритель замирает в ожидании чуда. И Наташа ни разу не обманула ожидания каждый раз покоряя зрителя своей игрой. В этом — секрет фильма. Спасибо Наташе — Вы сделали жизнь всех, кто смотрел этот фильм, немного счастливей, — по крайней мере на то время, пока они смотрели его. А в конце фильма у детей, да и у многих  взрослых из глаз в прямом смысле ручём лились слёзы счастья.
    Невероятный фильм !!!
     
     

  12. 12 On 30.03.2017, Alexey-ya said:

    Музыка Крылатого, откровенное платьице, и красивое лицо Наташи Гусевой (его показ занимает примерно треть всего фильма). Вот и весь секрет популярности. Больше там ничего выдающегося небыло. ИМХО

  13. 13 On 20.07.2017, Mich said:

    В платьице Алисы не было ничего откровенного, обыкновенный детский летний сарафанчик тех времён (такой же точно, только зелёный носила в те же годы моя подружка (тоже 11 лет). Просто сейчас, с точки зрения прогрессивного американского пуританства, даже обычные короткие мальчишечьи шортики 80х кажутся верхом разврата. А тогда девочки летом носили и более «откровенные» летние наряды. Вот только почему-то никто не видел в них (включая и мальчишек-ровестников) ничего эротического. Наверное, недоразвитые мы были. 😉

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.